Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена www.herzen.spb.ru - Филологический факультет

 "О духовном родстве и глубокой взаимосвязи в судьбах и творчестве художника Михаила Врубеля и поэта Михаила Лермонтова" 

Главная Анализ творчества Иллюстрации Врубеля Демон Врубеля Демон Лермонтова Фото архив Хроно
Врубель и музыка Врубель и театр Символизм Врубеля Времена дня Пан - К ночи - Сирень Синтез искусств

Автопортрет
Врубель. Автопортрет

   
   
Тамара
Тамара в гробу

   

   

Страницы:

1 - 2 -  3  - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
11 - 12 - 13 - 14 - 15
16 - 17 - 18 - 19 - 20
21 - 22 - 23 - 24 - 25


Прежде всего следует рассмотреть рисунки к юбилейному изданию сочинений Лермонтова 1891 года, в которых исследователи находили яркую индивидуальность художника. Однако сам Врубель во время работы над ними имел в виду именно иллюстрации, а не свободные импровизации на лермонтовские темы. Он мог считать своим правом распоряжаться формой и техникой рисунков в пределах определенных полиграфических возможностей репродуцирования, но смысл и дух лермонтовских произведений он не мог сознательно изменять — любое посягательство на духовное поэтическое содержание произведений своего кумира он воспринял бы чудовищным кощунством.

Несомненно, в рисунках к изданию товарищества Кушнерева Врубель хотел быть только иллюстратором, следовать строго за Лермонтовым — так понимал он задачу художника-иллюстратора вообще. Свидетельством того может быть его письмо к Л. Н. Вилькиной, где он, отказываясь от иллюстрирования Метерлинка, писал: «...я твердо решил совершенно отстранить от своего творчества все, что его искусственно неорганически направляет. Сюда главным образом относится иллюстрация...».

Однако понимание направляющего влияния Лермонтова на свое творчество в рисунках к юбилейному изданию, сознательное стремление следовать ему не избавляло художника от невольного неосознанного отхода от поэта и превращения его образов в свои собственные.

Нужно понять также то, что Врубель считал подлинно лермонтовским в его наследии, в системе его образов, как он представлял себе мироощущение и круг идей поэта. Во всем этом надобно разобраться с возможной основательностью и последовательностью.

Редактор издания сочинений Лермонтова П. П. Кончаловский считал, что среди русских художников нет «специалистов иллюстраторов», равных европейским знаменитостям, например Доре. Поэтому он пригласил к участию в своем начинании многих известных живописцев, а в их числе таких виднейших и популярных, как В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.М.Васнецов, И.К.Айвазовский, И.И.Шишкин (http://tphv.ru/shishkin.php), Н.Н.Дубовской, В.Д.Поленов, B.Е.Маковский, К.А.Савицкий, Е.Е.Волков, К.А.Трутовский, а также еще не успевших прославиться молодых мастеров — А.М.Васнецова, C.В.Иванова, К.А.Коровина, Л.О.Пастернака, В.А.Серова и М.А.Врубеля, «...полагая, что разнообразие мотивов лермонтовской поэзии, быть может, дает слишком обильный и разнообразный материал для живописи».

Рекомендованный своим другом Серовым, Врубель показал редактору рисунок, на котором была изображена голова Демона на фоне каменистых гор с заснеженными вершинами. После этого рисунка редактору стало очевидно, кому поручить иллюстрирование поэмы. Кончаловский проникся верой и в необыкновенный талант художника, еще не известного широкой публике, и в его понимание Лермонтова. Он симпатизировал Врубелю, ввел в свой дом, где художник подружился с его детьми и целый год, пока работал над иллюстрациями, принимал живое участие во всех забавах молодежи, в их домашних спектаклях, чтениях, играх; он даже поселился рядом с Кончаловскими, чтобы было удобнее общаться с редактором и его веселыми домочадцами.

Они ставили на домашней сцене «Севильского цирюльника», и Врубель в один день сумел сделать декорации из подручной мебели и каких-то старых пейзажей... затем готовились играть «Комедию ошибок» Шекспира — «Врубель хотел играть все роли — мужские и женские. Кто-нибудь из барышень начинал читать роль, он говорил: Это недостаточно страстно, она не может играть.

Как видно, во время работы над иллюстрациями в 1890—1891 годах Врубель принадлежал не одному Лермонтову. Он увлекался в это время Шопенгауэром, драмой Ибсена «Привидения», которую читал еще в рукописном переводе именно с дочерью Кончаловского Еленой Петровной, рассказывал в обществе «Золотого жука» и другие «пугающие» новеллы Эдгара По, постоянно восхищался «Степью» Чехова, которая была в то время его «коньком»: «Но самое сильное впечатление на него произвела драма Ибсена... Часто возвращался к этому произведению и приравнивал жизнь героя к своей собственной. И действительно, помимо грозного, совершенно врубелевского финала в этой пьесе есть слова и отдельные выражения, в которых намечается весь характер Врубеля. Все время "вечно и всегда" мечтать в своих творениях о радости жизни и в то же время чувствовать над собой страшную грозу...».

Кроме «Демона» Врубель взялся за рисунки к поэме «Измаил-Бей», стихотворениям «Русалка», «Еврейская мелодия (Из Байрона)», «Журналист, читатель и писатель» и к роману «Герой нашего времени». Выбор столь разнообразных по времени создания, художественной форме, идейному содержанию произведений не мог быть случайным или просто удобным для иллюстрирования; художник мог выбирать даже среди вещей, взятых другими, потому что редактор поручал разным живописцам делать рисунки к одной и той же поэме или главам одного романа.

Можно думать с уверенностью, что Врубель видел в отобранных им произведениях наиболее яркое и верное, доступное живописи выражение духовного облика Лермонтова — писателя и мыслителя. Для подтверждения сказанного нет других свидетельств, кроме самих рисунков, которые заслуживают самого внимательного анализа.

Прежде всего должно обратить пристальное внимание на рисунок к стихотворению «Журналист, читатель и писатель», потому что среди двадцати одной иллюстрации Врубеля, вошедших в издание, и многих вариантов, не помещенных в его двух томах, этот рисунок особенный: в нем изображено действительное и важное событие в жизни Лермонтова и дан его портретный образ в том философско-эстетическом и психологическом содержании, которое нашел в поэме художник. В этом рисунке, имеющем лишь косвенную связь с одноименным стихотворением, заключена частица общего понимания Лермонтова Врубелем и в какой-то мере оценка его как исторической личности.

Рисунок был задуман, видимо, как фронтиспис или заглавный лист всего издания, но волею издателей его воспроизвели лишь на 32-й странице первого тома, для того, наверное, чтобы не вводить в искушение читателя и не вызвать подозрительность цензора к «крамольному» листу. Содержание названного рисунка может быть свидетельством того, что во время работы над иллюстрациями Врубель не только перечитывал Лермонтова, но изучал статьи и книги его критиков и исследователей, воспоминания его друзей и современников и, конечно, статьи Белинского, которого ценил еще с гимназических лет. Иначе он не мог бы и представить себе то, что изобразил на листе бумаги.

Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» поэт написал 20 марта 1840 года, как установили в середине XX века советские лермонтоведы, то есть до знаменательного разговора, состоявшегося во время свидания его с Белинским и Панаевым, навестившими арестованного Лермонтова на арсенальской гауптвахте в марте того же года. Но Врубель, разумеется, не мог знать этого, он полагал или мог думать, что стихотворение было создано после этого свидания и разговора. Иначе он не стал бы делать в качестве иллюстрации групповой портрет исторических лиц.

Врубель, очевидно, читал и письмо Белинского В.П.Боткину, в котором художника должны были привлечь следующие строки: «Дьявольский талант! Молодо-зелено, но художественный элемент так и пробивается сквозь пену молодой поэзии, сквозь ограниченность субъективно-салонного взгляда на жизнь. Недавно был я у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! Печорин — это он сам, как есть. Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».

Далее...









  www.vrubel-lermontov.ru - "Михаил Врубель и Михаил Лермонтов". О духовных братьях. miha (а) vrubel-lermontov.ru - 2008-2013  




 Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена www.herzen.spb.ru - Филологический факультет